Делегация депутатов Государственной Думы Российской Федерации – членов Комитета Государственной Думы по просвещению в пятницу, 19 декабря, ознакомилась с возможностями системы среднего профессионального образования Санкт‑Петербурга.
Возглавила делегацию председатель Комитета Государственной Думы по просвещению Ирина Белых.
Гостей встретили вице-губернатор Санкт‑Петербурга Ирина Потехина и председатель Комитета по образованию Наталия Путиловская.
Депутаты посетили два колледжа: Санкт‑Петербургский технический колледж и Колледж судостроения, информационных и прикладных технологий.
Санкт‑Петербургский технический колледж является участником федерального проекта «Профессионалитет» с 2022 года. В 2025 году состоялся первый выпуск студентов по программам Профессионалитета: по специальности Технология машиностроения - 44 человека; по рабочим профессиям - 72 человека.
Индустриальный партнер колледжа в проекте «Профессионалитет» АО «Силовые машины» активно участвует в деятельности колледжа: разработке образовательных программ, итоговой аттестации, профориентационных мероприятиях, целевом обучении, организации практической подготовки, трудоустройстве выпускников.
Подготовку по рабочим профессиям колледж не осуществлял с начала 2000-х годов и возобновил с 2023 года в ответ на запросы работодателей Санкт‑Петербурга.
В этом году колледж принял активное участие в эксперименте по расширению доступности среднего профессионального образования – по двум востребованным профессиям зачислялись абитуриенты, получившие школьный аттестат по итогам сдачи двух ОГЭ.
На базе Колледжа в 2024 году создан образовательно-производственный полигон, общей площадью более 3 тысяч кв. метров.
На сегодняшний день Образовательный завод состоит из мастерской станков с ЧПУ и мастерской слесарной обработки, основное назначение слесарной мастерской – это образовательный процесс по профессии «Мастер слесарных работ», а также производственная деятельность по обработке металла с использованием ручного и механизированного инструмента. Отличительной особенностью образовательного завода является воссоздание полного производственного цикла, поэтому здесь также размещены участок разработки и участок контроля качества.
Участок разработки создает управляющие программы для изготовления деталей по чертежам заказчика, разрабатывает технологический процесс изготовления продукции, адаптирует его под наше оборудование, создает опытные образцы с использованием технологий 3D-моделирования и 3D-печати. Используется отечественное программное обеспечение, используемое также в образовательном процессе, поэтому здесь на должностях «программист-технолог» могут быть задействованы выпускники и студенты по специальности «Технология машиностроения», профессии «Оператор станков с программным управлением».
Мастерские созданы с использованием наследия финала чемпионата по профессиональному мастерству «Профессионалы» 2024 года, здесь размещены 7 единиц вертикальных обрабатывающий центров для фрезерной обработки и 7 единиц универсальных токарных станков.
Вторым в программе визита является посещение Колледжа судостроения, информационных и прикладных технологий.
История колледжа берет свое начало в 1880 году, когда на базе Балтийского завода была основа 4-х классная ремесленная школа. В 1940 году к ней присоединилась школа Адмиралтейских верфей. Более 145 лет колледж готовит специалистов для судостроительной отрасли.
В 2023 году Колледж стал базовой профессиональной образовательной организацией кластера «Судостроение (машиностроение)» в рамках реализации федерального проекта «Профессионалитет».
В состав кластера вошли: четыре образовательные организации и такие промышленные предприятия как АО «Объединенная судостроительная корпорация», АО «Адмиралтейские верфи», ПАО «Судостроительный завод «Северная верфь», АО «Балтийский завод».
В ходе визита члены Комитета Государственной Думы по просвещению посетили обновленное здание колледжа, в котором ребята осваивают такие профессии и специальности как: Слесарь монтажник судов, мастер слесарных работ, аддитивные технологии, эксплуатация беспилотных авиасистем, технология машиностроения, станочник и другие.
Здание колледжа полностью соответствует «петербургскому стандарту» образовательного учреждения, имеет просторные учебные кабинеты и мастерские, актовый зал, спортивный и тренажерный зал, бассейн.
В одной из производственных мастерских «Электрорадиомонтаж» гостям показали как ведется практическое обучение на базе реальных заказов предприятий.
Организация производства выполнена по принципу поточной линии: каждый студент выполняет определённую трудовую функцию — как на реальном промышленном предприятии. Студенты выполняют полный цикл работ: сборку, монтаж, настройку, прошивку, ремонт.
На базе реконструированного здания создан «Образовательно-производственный полигон судостроения и прикладных технологий» в формате Центра прикладных компетенций – структурное подразделение Колледжа.
Полигон объединяет лаборатории, мастерские, учебные кабинеты, иные помещения и имущество в единый комплекс, совокупно отображающий реальный технологический процесс предприятия (организации), что позволяет синхронизировать систему профессионального образования с потребностями судостроительных предприятий города.
За значительный личный вклад в развитие системы среднего профессионального образования и подготовку высококвалифицированных кадров для реального сектора экономики объявлены Благодарности Комитета Государственной Думы по просвещению директору Колледжа автоматизации производства Никите Златину, директору Санкт‑Петербургского технического колледжа Алексею Бурасовскому и директору Электромашиностроительного колледжа Александру Гусеву.
За участие в реализации эксперимента по расширению доступности среднего профессионального образования в Санкт‑Петербурге Благодарности получили директор Колледжа метростроя Александр Филатов и директор Колледжа судостроения, информационных и прикладных технологий Марина Добрякова.
