Жестовое искусство впервые вошло в число компетенций регионального чемпионата «Абилимпикс». Идею ввода компетенции с перспективой развития в рамках чемпионатного движения «Абилимпикс» на территории всей страны поддержал директор Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения Российской Федерации Виктор Неумывакин.
В разработку конкурсного задания активно включились Санкт‑Петербургский театр глухих и Охтинский колледж, который также выступил организатором и площадкой соревнований. Презентация новой компетенции в категориях «Студенты» и «Специалисты» состоялась в рамках шестого регионального чемпионата «Абилимпикс».
«Жестовое искусство – одно из самых сильных средств, оказывающих на инвалидов и лиц с проблемами слуха и речи формирующее влияние. Оно помогает растущему неслышащему человеку постигать мир, учит мыслить широко и нестандартно, приобщает к духовной культуре. Когда ребенок обучается при помощи жестов, он быстрее развивается, лучше усваивает и воспринимает информацию, – сказала на пресс-конференции представитель Всероссийского общества глухих, эксперт регионального чемпионата профессионального мастерства «Абилимпикс» по компетенции «Жестовое искусство» Людмила Семушева. Жестовое искусство – это не только песни, это массовая и культурная работа, туризм, музейная работа; это гиды, переводчики жестового языка, сурдологи. Мы очень надеемся, что наше начинание распространится по всему миру».
Актуальность новой компетенции «Жестовое искусство» обусловлена необходимостью создания в России системы для профессиональной ориентации неслышащих школьников, содействия дальнейшему профессиональному обучению студентов и трудоустройству лиц с нарушением слуха. По словам участников пресс-конференции, существуют конкурсы для людей данной категории, но они в отличие от конкурсного движения «Абилимпикс» не дают выхода на трудоустройство.
Между тем специалисты по обучению, адаптации и реабилитации средствами жестового искусства сегодня востребованы как никогда. Они необходимы в специализированных (коррекционных) образовательных и досуговых учреждениях, санаториях, интернатах, реабилитационных центрах, во многих других учреждениях сферы образования, культуры и туризма. Профессии, по которым участники смогут трудоустроиться после получения навыков по данной компетенции – педагог-организатор, воспитатель, сурдопедагог, педагог дополнительного образования (педагог жестового пения), актёр, преподаватель, организатор социально-культурной деятельности.
В России более 13 миллионов людей с нарушением слуха, в том числе более 1 миллиона — дети. По данным Всероссийского общества глухих, численность глухих, которые являются носителями жестового языка, более 300 тысяч человек.
«Мы такие же люди, как и все, просто мы не слышим. Новая компетенция в соревновательном движении «Абилимпикс» поможет нам объединить культуру, организовать новые рабочие места. Мы работали экспертами на чемпионате и видели, как реагировали участники. Это очень интересно, и у нас всё получилось!», — сказал директор и художественный руководитель Санкт‑Петербургского театра глухих Владимир Бочаров.