В Координационном центре Правительства России прошло итоговое заседание Коллегии Минпросвещения России. На нем обсудили основные результаты реализации государственной политики в области образования и итоги деятельности Минпросвещения России в 2024 году. Участие в заседании приняли заместитель Председателя Правительства России Дмитрий Чернышенко, помощник Президента России Владимир Мединский, Министр просвещения РФ Сергей Кравцов.
«В ходе реализации национального проекта «Образование» было введено более 1,6 тыс. новых школ, создано 464 детских технопарка «Кванториум», обновлена материально-техническая база 900 школ для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью и многое другое. По поручению нашего Президента Владимира Владимировича Путина и Председателя Правительства Михаила Владимировича Мишустина мы сейчас в финальной стадии разработки Стратегии развития образования. В работе над этим ключевым документом участвует беспрецедентное число граждан: преподавателей, экспертов, представителей министерств и ведомств, работодателей, родителей и детей. Сейчас в рамках межведомственной рабочей группы, утвержденной распоряжением главы государства, мы дорабатываем текст Стратегии», – отметил Дмитрий Чернышенко.
Вице-премьер поблагодарил Администрацию Президента Российской Федерации за конструктивное обсуждение Стратегии развития образования, Председателя Государственной Думы РФ Вячеслава Володина за регулярные «Правительственные часы» в Госдуме и Председателя Совета Федерации ФС РФ Валентину Матвиенко за рассмотрение на площадке Совфеда стратегических направлений развития образования в условиях современных вызовов.
Дмитрий Чернышенко подчеркнул, что Правительство уделяет значительное внимание развитию системы образования.
«Результаты этого открытого диалога с депутатским корпусом и сенаторами уже есть: с 1 сентября этого года образовательные программы будут синхронизированы с государственными экзаменами. Важный шаг – ограничение максимального количества контрольных и проверочных работ, включая всероссийскую проверочную работу, до 10% от общего объема учебного времени. С 1 марта этого года вступили в силу федеральный закон и соответствующий приказ Минпросвещения, которые предусматривают сокращение бюрократической нагрузки педагогических работников. Все эти инициативы направлены на формирование более эффективной системы образования. Мы должны четко и оперативно реагировать на современные вызовы, учитывая потребности нашего общества», – заявил заместитель Председателя Правительства России.
Помощник Президента России, председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский отметил, что образование и просвещение неизменно находятся в поле государственного внимания. Он подчеркнул, что особое внимание сегодня уделяется совершенствованию учебников, в первую очередь по гуманитарным предметам.
«По поручению Президента России и в тесном взаимодействии с коллективом Министерства просвещения Российской Федерации сейчас ведется работа по подготовке новых учебников по обществознанию для старших классов. Отмечу, что по итогам ежегодного конкурса Российской академии образования учебники по истории под редакцией Мединского, Торкунова и Чубарьяна признаны лучшими учебниками года. Благодарю Министра просвещения РФ, его команду и, прежде всего, педагогов за развитие отечественной системы образования», – сказал Владимир Мединский.
«В 2024 году завершилась реализация национального проекта «Образование», все его показатели выполнены. С превышением плановых объемов и сроков построено 1 688 детских садов, отремонтировано 4 932 школьных здания, создано 1 млн 400 тыс. мест в дополнительном образовании, ликвидирована третья смена. Сегодня мы полностью готовы к реализации новых национальных проектов «Молодежь и дети», «Семья». Нам предстоит к 2030 году обеспечить нормативное состояние всех школ. С этого года мы начали капитальные ремонты в детских садах и колледжах», – подчеркнул Министр просвещения РФ Сергей Кравцов.
Глава Минпросвещения России отметил, что продолжается работа по модернизации системы СПО. Флагманом изменений стал федеральный проект «Профессионалитет». Государственные и частные компании участвуют в подготовке кадров в колледжах, более 2 тыс. предприятий инвестировали в проект свыше 6 млрд рублей. Модернизировано 370 колледжей в 79 регионах. Охвачено 1 280 колледжей. К 2030 году проект к проекту подключатся практически 100% колледжей.
«По поручению Президента с осени прошлого года ведется работа по формированию Стратегии развития образования. Важно в документе закрепить позитивные тенденции в сфере образования», – добавил Сергей Кравцов.
Отдельное внимание уделялось ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областям. В 2024 году только по линии Минпросвещения на интеграцию новых субъектов направлено почти 22 млрд рублей. Эти регионы – полноценные участники национальных проектов. Оказывается поддержка органам образования в приграничных регионах.
Министр просвещения РФ рассказал, что в последние годы утверждены единые образовательные программы, стандарты и подходы к воспитательной работе. Законодательно установлено нормирование контрольных и проверочных работ, включая всероссийские проверочные работы.
Сергей Кравцов уточнил, что завершена подготовка единых учебников по обществознанию. С 1 сентября 2026 года школы начнут переходить на единые учебники по обществознанию.
Глава Минпросвещения сделал акцент на вопросе сокращения отчетности и снижении бюрократической нагрузки. Документационная нагрузка учителей уже ограничена пятью базовыми документами, воспитателей – двумя, а преподавателей СПО – шестью документами. Он подчеркнул, что особую актуальность приобретают меры поддержки родителей в вопросах обучения и воспитания детей. По поручению Президента создан Всероссийский родительский комитет.
Отдельной задачей Сергей Кравцов выделил работу с директорами школ. Будет создан клуб директоров школ, организованы для них программы повышения квалификации. Министр просвещения сообщил, что, по данным Росстата, кадровая потребность в учителях составляет 2%, аналогичные данные получены из Минтруда России.
Заместитель Председателя Государственной Думы Анна Кузнецова рассказала о взаимодействии по вопросам совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
Участие в заседании Коллегии приняли также руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев, председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова, председатель Комитета Государственной Думы по просвещению Ирина Белых, Министр просвещения Республики Абхазия Инал Габлия, первый заместитель председателя Комитета Государственный Думы по просвещению, председатель Совета АНО «Евразия» Алена Аршинова, председатель правления Движения Первых Артур Орлов, генеральный директор Российского общества «Знание» Максим Древаль и другие.
По материалам пресс-службы Минпросвещения РФ
Как выстроена работа по взаимодействию с Минпросвещения России? Какие планы на 2025 год? Об этом рассказали участники итоговой коллегии Министерства просвещения РФ:
Анзор Музаев, руководитель Рособрнадзора:
«Самое важное — это снижение бюрократической нагрузки педагогических работников всех уровней — от детских садов до высших учебных заведений».
Ирина Белых, председатель Комитета Госдумы по просвещению:
«От образования зависит абсолютно всё: и комфортное состояние родителей, и уровень образования детей. И когда мы говорим о качестве, это всё то, чем мы с вами должны заниматься».
Алёна Аршинова, зампредседателя Комитета Госдумы по просвещению:
«Мы реализуем вместе партийный проект «Новая школа», где объединяем усилия педагогов, общественности, депутатов, сенаторов, родителей, экспертов в сфере образования, самих учеников для совместного взаимодействия».
Наталья Кравченко, председатель комиссии Общественной палаты РФ по просвещению и воспитанию:
«Мы поблагодарили Сергея Кравцова за поддержку общественных инициатив. Одна из них — проект «Школа мечты», который был запущен в 2022 году в поддержку президентской программы капитальных ремонтов школ. В рамках него привлекаются студенты профильных университетов и колледжей».
Максим Древаль, генеральный директор Российского общества «Знание»:
«По поручению Президента вместе с Министерством мы запустили Конкурс родительских инициатив и 1 млрд рублей было выделено из резервного фонда, чтобы поддержать инициативы родителей в части воспитательных проектов».
Итоги коллегии Минпросвещения России: о взаимодействии и новых возможностях
Лилия Гумерова, председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре:
«Сегодня идёт совместная большая комплексная работа над Стратегией развития образования. Мы признательны, что предложения Совета Федерации получили свою поддержку в Стратегии и болевые вопросы, которые волнуют сегодня регионы, зафиксированы».
Александр Соколов, губернатор Кировской области:
«У нас в этом году на среднее профессиональное образование выделено более 30% бюджета. Мы в том числе и за свои собственные средства строим инфраструктурные объекты, детские сады и школы, занимаемся вложением в сферу среднего профессионального образования. Очень важный проект «Профессионалитет»— один из самых удачных проектов вообще в России, связанных с образованием».
Константин Федоренко, директор МДЦ «Артек»:
«Планируем ввести в эксплуатацию, и не просто ввести в эксплуатацию, а уже принимать детей со всей России и не только. Это почти 1 000 ребят в одну смену, а смен в лагере будет 15».
Инал Габлия, министр просвещения Республики Абхазия:
«Более 30 направлений в этом году: это и повышение квалификации учителей, и детский оздоровительный отдых. Благодаря поручению Сергея Сергеевича квота для наших детей из Республики Абхазия во все всероссийские детские центры увеличена в 3 раза».
Артур Орлов, председатель правления «Движения Первых»:
«Весь успех «Движения Первых», заинтересованность ребят — это в первую очередь наша совместная работа, потому что это уникальная возможность объединить все ресурсы во благо развития нашего подрастающего поколения».