На пленарном заседании Финала Чемпионата «Профессионалы» обсудили возможности системы СПО и Чемпионатного движения в обеспечении кадрового суверенитета России.
Первый замминистра просвещения России Александр Бугаев рассказал, что современная ситуация в мире и на внутреннем рынке диктует серьёзную потребность в рабочих кадрах. Реализация федерального проекта «Профессионалитет» в определённой части отвечает на эти вызовы. Проект позволяет решить проблему кадрового запроса и гибко реагирует на задачи, которые ставит реальное производство.
«Мы запустили Чемпионатное движение с нуля – с отечественным оборудованием, и мы справились с этим вызовом. В этом году в Санкт‑Петербург приехали российские участники и представители 25 стран. Это еще раз говорит о том, что у Чемпионатного движения огромные перспективы и большое будущее», – подчеркнул Александр Бугаев.
Александр Бугаев поблагодарил весь педагогический состав учреждений среднего профессионального образования: «Передайте слова благодарности всем вашим коллегам. Без них невозможна была бы реализация инициатив, которые сейчас есть. Заслуга нашего педагогического корпуса в том, что система среднего профессионального образования не просто сохранилась, а развивается и решает те задачи, которые ставит перед нами государство». При этом он отметил, что без переподготовки и повышения квалификации дальнейшее продвижение невозможно, и Министерство просвещения активно над этим работает.
Вице-губернатор Санкт‑Петербурга Ирина Потехина рассказала об организации финала Чемпионата и заметила, что проведение в городе второй год финала Чемпионата, само чемпионатное движение – это огромный стимул для системы профессионального образования. «Петербург – город промышленный, мы каждой клеточкой ощущаем, как нам не хватает сегодня квалифицированных кадров: 75% потребности в кадрах – это квалифицированные рабочие. При этом только в Петербурге за последние пять лет появилось 117 новых крупных предприятий, и для всех них нужны кадры», - пояснила Ирина Потехина.
Разрыв по количеству между тем, что нужно предприятиям и тем, кого мы готовим в колледжах, - в 3-4 раза. Для решения этой задачи была существенно изменена структура контрольных цифр приёма, осуществлена перестройка образовательного процесса. Для того, чтобы школьники поступали в СПО, в том числе на рабочие специальности, развиваются проекты «Моя первая профессия» и «Трудоустройство на каникулах».
Чтобы на предприятия приходили выпускники, которых не страшно поставить к дорогостоящему станку, в Петербурге с нового года запускается новый проект «Образовательный завод». Это мини-завод прямо в колледже, где студенты будут работать над заказом предприятия. При этом работать будет не кто-то, у кого лучше получается, а каждый учащийся. Предприятие даёт заказ, расходники и доплачивает мастерам производственного обучения до заработка, который мастера получают на заводе.
Ирина Потехина пригласила участников пленарного заседания в Санкт‑Петербург через год, чтобы увидеть первые результаты нового проекта.